Воскресенье, 19.05.2024, 11:32
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Статьи | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
ЛЕКЦИЯ №1 [3]
ИСТОКИ И ИСТОРИЯ АЮРВЕДЫ
ЛЕКЦИЯ №2 [5]
АЮРВЕДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФИЗИОЛОГИИ И АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА
СОВЕТЫ АЮРВЕДЫ [1]
АЮРВЕДА В ТАБЛИЦАХ [3]
МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ [3]
ВЕДИЧЕСКАЯ МУДРОСТЬ [0]
_ [2]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Доктор аюрведы Авраменко Юрий Михайлович
Главная » Статьи » ЛЕКЦИЯ №1

Лекция№1: ИСТОКИ И ИСТОРИЯ АЮРВЕДЫ (ЧАСТЬ 2)

Явление Дханвантари

Со временем знания и величие философско-религиозной школы вайдьев, основателей системы врачевания, распространилась по всей планете. Культура и искусство цивилизации ариев постепенно завоевали весь мир. Но знания вайдьев не были в полной мере систематизированы до момента появления на Земле Дханвантари - необыкновенной личности, который считается покровителем аюрведы и прямой инкарнацией Вишну. Дханвантари пришел специально для того, чтобы систематизировать и утвердить знания аюрведы, накопленные за многие тысячелетия древними вайдьями. Тогда и был создан труд «Дханвантари Самхита» - самый древний из всех, известных сейчас на Земле, аюрведических канонов. Впоследствии школы, берущие начало от Дханвантари, образовали восемь направлений медицины, которые, по сути, стали источником врачебного искусства, как на Востоке, так и на Западе. Эти восемь дисциплин называются «Аштанга аюрведа» («ашта» - восьмая часть):

      1.        Кайячикитса («кайя» - все тело, «чикитса» - аюрведическое лечение). Это  внутренняя медицина или терапия. Здесь подразумевается диагностика и лечение болезней, воздействующих на все тело.

      2.        Шальятантра – хирургия. Любой инородный предмет, который входит в тело и причиняет ему боль, называется шалья. Эта наука имеет дело с повреждениями тела. Сюда же относится и операционное акушерство.

       3.        Шалакьятантра – лечение болезней глаз. На самом деле здесь подразумевается диагностика и лечение болезней головы, шеи, глаз, ушей, носа, рта, и т.д.

       4.        Каумарабхритья – педиатрия. Ее также называют бала чикитса («бала» - дитя, ребенок, «чикитса» - аюрведическое лечение). Сюда же относится и не операционное акушерство.

       5.        Бхутавидья – психиатрия. Этот раздел описывает диагностику и лечение расстройств души и ума на уровне тонких тел.

       6.        Агадатантра – токсикология. Этот раздел описывает знания о растениях, камнях, минералов и животных, оказывающих токсическое действие на человека. Сюда же относится и передача микробной инфекции через воздух и воду.

        7.        Расаянатантра – наука омоложения. Этот раздел занимается вопросами восстановления организма и  продления жизни человека.

        8.        Ваджикаранатантра («ваджа» - семя) – наука об афродизиаках. Это наука о сохранении и восстановлении репродуктивной силы человека и рождении благочестивого потомства.

Развитие этих восьми направлений привело к созданию следующих шестнадцати отраслей аюрведического знания: фундаментальные принципы аюрведы, анатомия, физиология, фармакология, фармацевтика, диетология, педиатрия, акушерство и гинекология, социальная и профилактическая медицина, медицина лекарственных средств, терапия, патология, хирургия, лечение болезней головы и шеи, психиатрия и панчакарма (физиологическое очищение организма).

Знания, переданные Дханвантари, на протяжении долгого времени были предназначены лишь для узкого круга людей, и не только потому, что невежды, получив к ним доступ, могли бы нанести вред себе и другим, но и потому, что мастерство вайдьев со временем стало для них способом иметь средства к существованию. Вайдьи передавали свое знание по цепи ученической преемственности лишь посвященным (своим детям и доверенным ученикам), излагая его в стихах, чтобы оно легче запоминалось и не подвергалось искажению. Языковой строй санскрита, на котором слагались, а затем записывались каноны, таков, что извлечение одной буквы или слога из предложения, или малейшее нарушение ритма режет слух так же, как фальшивая нота в стройной игре оркестра. Кроме того, сама ведическая традиция знала способы запоминать огромное количество информации без малейших искажений.

Величие санскрита

Это самый древний язык, это язык Бога. Когда - то на нем общались все люди на земле. Само слово «санскрит» произошло от глагола «санскар» - совершенствовать. Значит «санскрит» означает совершенный, тщательно разработанный. Этот священный язык считается матерью всех языков мира. Алфавит состоит из 47 букв: 14 гласных и 33 согласных. Еще существует 3 дополнительных звука: анунасика, анусвара и висарга. Таким образом, в санскрите 50 звуков. Все звуки являются мантрами, а значит весь санскрит – это божественная мантра. А – кара (буква А), первая буква является началом Веды и этим началом, как источником всего сущего, является Сам Господь. Санскрит – это хранилище воодушевляющих человеческих ценностей, поэтому его почитают во всем мире. Из санскрита вышли все известные на сегодняшний день языки. Славянские языки (особенно русский и украинский) очень близки по своему строю и звучанию к санскриту. Необыкновенная схожесть санскрита со славянскими языками поражает современных лингвистов. И чтобы проиллюстрировать это, приведем несколько примеров: as – есть, є; jiv – жизнь, життя; mri – умирать, вмирати; vid – ведать, відати; smi – смеяться, сміятися; mata – мать, мати; bhrata – брат, sunu – сын, син; nas – нос, ніс; griba – грива,  agni – огонь, вогонь; tamas – тьма, темрява; vata – ветер, вітер; prastara – простор, простір; hima – зима, sveta – светлый, світлий; nava – новый, новий; katara – который, котрий; kada – когда, коли; tada – тогда, тоді; dva – два, tri – три, dasa – десять. И еще. Украинское слово «брама» - большие ворота, - вход. Рама (одно из имен Бога) – свет. А название дерева вишня произошло от имени Бога Вишну. Хорошо известна традиция южных славян, которая уходит своими корнями в ведические времена, высаживать вокруг своего жилища эти прекрасные деревья. Они считали, что Сам Вишну будет защищать их. И таких примеров много.

Исторические периоды аюрведы

История аюрведы – это история самой жизни и всего Мироздания. По словам Чараки, еще не бывало времени, когда в мире в той или иной форме не практиковали бы медицину. Взгляды современных знатоков Вед, хотя и могут отличаться друг от друга, но все же в истории аюрведы можно выделить несколько периодов развития (разумеется, что временные рамки достаточно приблизительны):

·         ранневедический период, или эпоха Риг-Веды: 6000 – 3000 г. до н.э.;

В гимнах Риг-Веды отразились аюрведические знания, в особенности тонкая, духовная сторона аюрведы. Высшей формой терапии (брахма-расаяна) считается эволюция, в ходе которой биоэнергии (доши) трансформируются, превращаясь в оджас (вещество счастья), а затем – в космическое высшее сознание. Здесь мы находим первый перечень лекарственных трав, драгоценных камней, используемых в аюрведе, а также методы возложение рук, водолечение, ритуалы, мантры и медитацию – различные методы для достижения этой высшей цели.

·         поздневедический период, или эпоха Сама-Веды, Яджур-Веды и Ахтарва-Веды: 3000 – 600 г. до н.э.;

В это время больших успехов достигла клиническая медицина, особенно хирургия и лечение внутренних болезней. Названные труды заключают в себе еще и огромную сокровищницу фармацевтических формул. благодаря своей эффективности, многие препараты, изготовление которых там описано, производятся и в наши дни (например, известное средство Чхьяванпраш), они вошли в современную факмакопею. Но основное направление аюрведического лечения сместилось в область психосоматики. Именно  тогда возникла профессия врача как таковая и другие медицинские профессии, а обучение им было поставлено на систематическую основу.

·         период буддизма: 600 г. до н.э. – 1000 г. н.э.;

Хотя буддисты не признавали авторитета ведических писаний, они взяли на вооружение аюрведическую медицину. Эго доказывает, что уже в те времена аюрведа не была привязана к каким-либо жестким догмам. Именно в эту эпоху впервые произошло широкомасштабное введение общественного здравоохранения. Согласно установлениям императора Ашоки (3 в. до н.э.), по всей территории империи Маурьев на каждые 500 жителей полагалось иметь как минимум одного врача, одного ветеринара и одну аптеку. Государство официально предписывало разводить лекарственные растения. Впервые начали провод вскрытия в случаях, когда причина смерти вызывала сомнения.

Буддисты способствовали тому, что аюрведа получила распространение в Китае (1 в. н. э.), Тибете (7 в. н. э.), на Шри-Ланке, в Индокитае, в Афганистане, Монголии и на северо-востоке Сибири. В эту эпоху буддийский монах Вагбхата написал труды - «Аштанга – самграха» и «Аштангахридайя», которые входят в список классических и самых почитаемых трудов по аюрведе.

·         новый рассвет: 1000 – 1600 г.;

Принесенная в Индию тюркскими завоевателями персидско-арабская медицина бросила вызов аюрведе. Угрозой стало и наступательное распространение в 11-12 в.в. препаратов металлического происхождения, связанных с тантрическими методами. На все это аюрведа реагировала скачком вперед. В конце 12 в. Шарангадхара включил в свое сочинение важные нововведения, тем самым, положив конец длительному застою в развитии аюрведы. После этого произошло сближение различных систем традиционной индийской медицины. Но вскоре в развитии аюрведы вновь наступил застой: англичане правили Индией железной рукой. Государство больше не поощряло аюрведическое учение. Так что аюрведа сохранялась лишь в семьях медиков и при дворе некоторых князей.

·         новое время: с 1800 г.

В первой половине 19 в. среди европейской интеллигенции распространился интерес к наукам Востока. Ими начали увлекаться. Первым ученым, который защитил докторскую диссертацию по аюрведе, стал Густав Льетар. Это произошло в 1858 г. в Страсбургском университете. Диссертация называлась «Очерк истории индийской медицины» и опиралась на латинский перевод «Сушрута-самхиты». Натуропатия, включая аюрведу, вновь отвоевала себе место в современной медицине во многом благодаря хорошо информированным пациентам, которые предпочитали естественные экологические методы лечения с минимальными побочными эффектами. Из страха, что их пациенты разбегутся, современное врачебное сообщество теперь совершает разворот на 180 градусов, но делают это неуклюже и без подлинной убежденности. Что ж у истории тоже есть чувство юмора.

В самой Индии аюрведа притеснялась в течение долгих лет британского правления. На протяжении веков колониальной зависимости аюрведические структуры не поддерживались официальной властью и часто активно подавлялись ею. Много важных клинических и теоретических знаний были утеряны. Эксперты различных направлений аюрведы - специалисты по растительным препаратам, очистительным процедурам, диагностике и многим другим методикам - утратили контакт друг с другом и даже начали конфликтовать между собой. И что наиболее важно, понимание первостепенной роли сознания, медитации и других умственных техник стало расплывчатым и постепенно утратило свою значимость.

Когда в 1947 году Индия обрела политическую независимость, аюрведа была в беспорядочном состоянии, с широко варьирующимися стандартами качества и противоречиями во взглядах. Появившийся дух национальной гордости стимулировал ее возрождение. В 1971 году аюрведа стала частью официальной индийской государственной системы здравоохранения, которая до этого была исключительно западного образца. Однако аюрведические эксперты чувствовали, что Аюрведа ещё не та, какой была когда-то. Некоторые области аюрведы, описанные в древних текстах, были, по существу, недоступны. Высказанная выше идея о сознании и его значении для здоровья стала не более чем пустыми словами. Кроме того, в сфере реальной практики аюрведа утратила часть своего профилактического потенциала. Она часто приравнивалась лишь к изготовлению растительных препаратов, что не оправдывало ожидания большинства аюрведических специалистов. Некоторые эксперты аюрведы достигали больших успехов, а несколько самых выдающих из них чувствовали, что аюрведа имеет больший потенциал, чем был реализован к тому времени.

В настоящее время только в Индии факультеты аюрведы имеются почти в двух сотнях университетов, работает более 100 аюрведических колледжей. Как правило, при каждом университете или колледже имеется своя клиника. Много аюрведических клиник в странах западной Европы (Германия, Швейцария, Австрия, Голландия), а также  в США, ЮАР, Австралии. Постепенно происходит интеграция аюрведы и современной медицины. И в процессе создания максимально эффективной системы медицинских знаний, которой предстоит объединить достижения мировой медицины, аюрведе принадлежит важнейшая роль.

 

Продолжение

Категория: ЛЕКЦИЯ №1 | Добавил: ayum (30.05.2008)
Просмотров: 3295 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Бесплатный хостинг uCozCopyright MyCorp © 2024