Воскресенье, 19.05.2024, 11:19
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Статьи | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
ЛЕКЦИЯ №1 [3]
ИСТОКИ И ИСТОРИЯ АЮРВЕДЫ
ЛЕКЦИЯ №2 [5]
АЮРВЕДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФИЗИОЛОГИИ И АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА
СОВЕТЫ АЮРВЕДЫ [1]
АЮРВЕДА В ТАБЛИЦАХ [3]
МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ [3]
ВЕДИЧЕСКАЯ МУДРОСТЬ [0]
_ [2]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Доктор аюрведы Авраменко Юрий Михайлович
Главная » Статьи » ЛЕКЦИЯ №1

Лекция№1: ИСТОКИ И ИСТОРИЯ АЮРВЕДЫ (ЧАСТЬ 3)

Важнейшие трактаты аюрведы

Одним из величайших представителей традиции вайдьев был мудрец Бхарадвадж, который передал знание аюрведы риши, а те своим лучшим ученикам. Ученики, в свою очередь, составили каноны традиции кайя-чикитсы - терапии внутренних болезней - использующей растения, минералы, цвета, звуки и запахи. Одним из лучшим учеников считался Агнивеша, который не только составил самый известный из канонов кайя-чикитсы, но и стал странcтвующим лекарем, несшим знание аюрведы по всей Земле. Еще один наследник культуры дравидов - мудрец Агастья, которого считают одним из величайших носителей знаний в области хирургии и мармавидьи (акупунктуры). Цивилизация Бхарата-Варша просуществовала много тысячелетий, но пять тысяч лет назад стала распадаться на более мелкие государства и, в конце концов, прекратила свое существование. Гибель ведической цивилизации произошла из-за того, что внутри нее зрели различные пороки, которые привели к большим и малым войнам, разложению общества и разрушению всей социальной системы. C распадом ведической цивилизации учение аюрведы практически исчезло. Но в начале нашей эры появились удивительные личности, которые восстановили и записали древние канонические тексты «Чарака самхита», «Сушрута самхита» и «Аштангасамграха» Вагбхаты. Обычно их называют Брихат-трайей, собранием главнейших аюрведических текстов.

«Чарака самхита» - это древнейший текст, сохранившийся до наших дней. В его создании участвовали несколько авторов. Само имя Чарака не принадлежит ни одному из них и означает «странствующий лекарь». Первым автором признается Артейя Муни. Рукописи, вероятно, изготавливал его ученик Агнивеша. Этот трактат датируется приблизительно 1500 г.до н.э. – временем, относящемуся к поздневедическому периоду. «Чарака самхита» делится на восемь книг, которые в свою очередь, подразделяются на главы. Она написана частично прозой, частично стихами. Здесь представлено подробное изложение методов обследования, диагностики и лечения различных внутренних заболеваний, детальное описание пяти очищающих и питающих клетки тела процедур (панчакарма). В «Чарака самхита» описан 341 медикамент растительного происхождения, 177 препаратов животного происхождения и 64 минеральных препарата, рецептуры многочисленных лекарственных составов, а также подробные предписания по их применению, сбору, правильному сочетанию и приготовлению, подробно классифицированных по пятидесяти категориям, согласно теории пяти первоэлементов, и их терапевтическому действию.

Вторым из главнейших трактатов аюрведы считается  «Сушрута самхита». Изначальный текст этого канона был составлен одним из двенадцати учеников Дханвантари, Сушрутой, который жил более 3000 лет назад, освещающим традицию Шалья-чикитсы или хирургии. В 4 в. до н.э. Нагарджуна составил новое обобщенное изложение этой книги, которое дошло до наших дней. Это произведение состоит из шести книг, которые включают 184 главы. Сушрута в совершенстве изучил анатомию и физиологию человека, описал причины и механизмы развития 1120 различных заболеваний, а также описал 700 лекарственных растений, 57 препаратов животного и 64 препарата минерального происхождения. Он детально разработал более 300 сложнейших операций, заложил основы гирудотерапии и иглотерапии, задолго до К.Гарвея описал циркуляцию крови, задолго до И.Павлова - секрецию желудочных соков, за много веков до Э.Дженера - способ прививки против оспы. Кроме того, в «Сушрута самхита» описано семь слоев кожи, методы анестезии, методики аутопсии, позволяющие исследовать ткани без микроскопа. Множество положений трактата Сушруты лишь недавно было открыто и признано современной наукой. Можно только предполагать, сколько веков назад были созданы инструменты и разработаны методы, с помощью которых производились удаление катаракты, камнесечение и кесарево сечение, лапаротомия и пластические операции.

 «Сушрута самхита» - это знание о предназначении человека на Земле и о важности сохранения здоровья независимо от того, зачем оно нужно - для наслаждения этой или следующей жизнью или для достижения Бога. Здоровье - естественное и совершенное состояние, основой которого является согласованное единство человека и Вселенной, сознания и тела. Исток всякой болезни - разрушение этого единства, начинающееся, прежде всего с сознания, с мысли. Разрывая связь с окружающим миром, человек нарушает равновесие «внутреннего» и «внешнего» и остается в одиночестве. Каждая клетка нашего тела - целый мир, который способен строить, разрушать и поглощать. За одной клеткой стоит группа их, образующая организм. Функционирование всех клеток скоординировано, они находятся во взаимной гармонии, и все наши органы действуют слаженно. Каждый элемент входит в состав более крупного и столь же совершенного образования, но при этом более крупное образование не ограничивает более мелкое. Так формируется и вся космическая реальность. Меньшее, большее и еще большее связаны друг с другом так, что нарушение чего-то одного влечет за собой нарушение всего остального.

«Аштангасамграха» Вагбхаты - это самое позднее произведение великой трилогии. Она состоит из шести книг, 150 глав и 9241 стиха и прозы. В 5 в. н. э. китайский паломник И Цин писал, что Вагбхата обобщил и осовременил оба более древних труда по индийской медицине.  Вагбхата родился в Синде (ныне провинция Пакистана) и учился аюрведе у своего отца и у буддийского монаха Авалока. В разных источниках дата создания этого произведения варьируется от 200 до 500 г. н. э. Считается, что Вагбхата тоже был буддистом. Его популярные труды проложили себе путь и за пределы Индии - в Тибет, Китай и Японию. Еще одно произведение Вагбхаты, «Аштангахридайя самхита», благодаря ясности изложения и стихотворной форме до сих пор пользуется большей популярностью, чем объемистая и трудная по стилю «Аштангасамграха». Этот трактат был настолько популярен, что его заучивали наизусть не только наследники врачебных династий, но и дети из других брахманских семей. Такая традиция и по сей день существует в Керале, и труды Вагбхаты популярны здесь более чем где-либо в Индии. «Аштанга Хридая самхита» - это не только прославленный классический труд аюрведы, но и связующая нить между индийской и тибетской традициями, поскольку она стала основой знаменитого тибетского трактата «Чжуд Ши». Вагбхата первым из трех авторов упомянул о медицинской астрологии.

Аюрведа – божественная наука

На чем же базируется аюрведа как наука. Она говорит о том, что в Мироздании есть начало всего и  это начало – Вселенское Сознание, Высший Разум или Единое Поле природных законов. Это, прежде всего, значит, что поскольку он Разум, то он разумен, а, следовательно, имеет интеллект или качество различения. Это качество различения делает Разум Сознательным и теперь уже качество Сознательности в чистом Разуме (Саттва)  осознает себя, т.е. оно является «полностью самообращенным». Так как сознание познает само себя, оно становится познающим, процессом познания и познаваемым - наблюдателем, процессом наблюдения и наблюдаемым. Сознание - это субъект, объект и связь между ними. Оно является одним и тремя одновременно.

На санскрите познающий называется риши, процесс познания - девата, а объект познания - чхандас. Лежащее в основе единство, из которого возникают и в котором они  продолжают существовать, эти три называется самхита (объединенность, совокупность).

Существует следующий шаг в этом процессе. В поле чистого сознания единственность, или самхита, и три ее качества, риши, девата и чхандас - в действительности являются различными оттенками самхиты - сменяют друг друга в одном и другом направлении с так называемой «бесконечной частотой». Это быстрое чередование единства и его тройственности придает бесконечный динамизм полю. Именно здесь начинается разнообразие творения жизни (Раджас). Единство чистого сознания спонтанно «разбивается» в многообразие, безмолвие чистого сознания - в динамизм.

Безграничный Разум может быть представлен в границах только пространством, оно более всего может описать по своим качествам его качество всецелостности, вечности и неизменности. Так рождается первый камешек Мироздания – Пространство (Акаша). Это Сознание - основа материального мира. Его развитие предполагает поэтапное, эволюционное развертывание творения. Значит, интеллект различает и пробуждает качество движения – Вайю (Воздух). Так из Пространства рождается Воздух, являясь его движением. Это движение имеет направление и силу. Так Сознание проявляет принцип трансформации. Так из Воздуха рождается Огонь (Агни). Этот принцип трансформации проявляет себя чем-то более конкретным, чем просто принцип для построения объективного мира, и Сознание проявляет качество плотности но, пока, в качестве текучести.  Так  из Огня рождается Вода (Джала). И завершается вся эта  великая игра Сознания проявлением качества стабильности. Мироздание все больше и больше конкретизируется. Так из Воды рождается Земля (Притхви).

Это квантование материи, или Махабхуты - первоэлементы проявленного Мироздания. Так из пустоты рождается все. Очевидно, что в основе материи лежит последовательное развитие из первичных качеств Сознания – Риши, Девата и Чхандас и духовные качества Сознания – Саттва, Раджас и Тамас в качества материального мира – Вату, Питту и Капху. Вывод очень прост - сознание первично, а материя вторична.

Аюрведа, несомненно, была и остается утонченной системой знаний. Она фокусирует внимание на создании сильного здоровья так же, как и на лечении заболеваний, подчеркивая при этом роль сознания в достижении здоровья – предмет, о котором западная медицина только начинает говорить.

Аюрведа черпает знания из области чистого сознания, и это придает ей уникальный и всеобъемлющий характер. Совершенно отличающейся от этого представляется концепция современной медицины, основанная на разделяющем аналитическом подходе. Объективный подход современной науки основывается в действительности на частичном знании о человеке и природе. И это «неполное знание – вещь опасная», так как оно ведет человека к заблуждению.

Особенность Аюрведы состоит в том, что она рассматривает человека во всей его целостности, а не как носителя отдельного патологического симптома.  Важна не болезнь, которой вы страдаете, а вы сами. Все предписанное лечение направлено на то, чтобы установить общее равновесие, являющееся основой хорошего здоровья и долголетия. Именно по этой причине об Аюрведе говорят как о целостном знании, ибо ее подход к здоровью является всеобъемлющим. Она принимает во внимание всю совокупность факторов составляющих жизнь человека.

Цели аюрведы таковы:

1.        защита здоровья здорового человека (профилактика);

2.        устранение болезни у больного человека (лечение);

3.        долгожительство (улучшение качеств жизни);

4.        просветление.

Эта жизнь дана нам для просветления, которое мы получаем из совершенного здоровья. Человек, изучающий аюрведу, знает правильно, когда есть, спать, бодрствовать и т. д. Нас не удивляет то, например, что фермер для успешной своей деятельности изучает, как подготовить семена и землю, когда вносить удобрения или как сделать севооборот. Такие же знания дает и аюрведа, но только по отношению к своей собственной природе и жизни. Так будьте же садовником дерева своей собственной жизни. Знание аюрведы – это корень жизни. Поливайте корни и наслаждайтесь плодами.

Задача аюрведы заключается в том, чтобы восстанавливать и поддерживать равновесие на физическом и ментальном уровне, оживлять связь между сознанием и телом. Для достижения этого она располагает точными и эффективными терапевтическими стратегиями и тактиками и столь же тонкими диагностическими методами, которые позволяют определить нарушение равновесия до того, как оно превратится в болезнь. Более того, аюрведа занимается лечением любого случая дисбалансов здоровья человека. Предупреждение болезни это центральная тема Аюрведы. Предупредить -  значит научиться жить в согласии с Естественным  Законом. Ее подходы основываются на знании природы и конституции человека с использованием системы классификации и анализа, позволяющей точно определить, какое конкретное лечение подходит определенному человеческому типу.

 Вайдья, ставя диагноз, в первую очередь определяет тип конституции пациента – это главное. Кроме того, вайдья принимает во внимание обстоятельства окружающей среды: время года, время обследования, место, где живет пациент и его астрологическую карту. Важна не сама болезнь, а личность пациента в целом. Избавление от частичного нарушения – это вторичный результат аюрведического лечения. Главная задача – избавиться от первичной причины нарушения равновесия, а уже потом заняться восстановлением и поддержанием здоровья. Аюрведа может научить жить не болея.

В каждом из нас есть исцеляющая сила, биологический интеллект, поддерживающий и восстанавливающий нормальное функционирование организма. Эта сила природы, заложенная в нас, неотделима от собственной нашей природы. «Medicus sanat, natura curat», - говорил Гиппократ, - «Врач лечит, но излечивает природа». Идеальное предупреждение состоит в том, чтобы заключить союз с Естественным Законом и обеспечить себе поддержку всемогущей созидательной силы природы, согласуясь при этом с природой индивидуальной в соответствии с циклами времен года и ежедневным ритмом.

Существует несколько подходов аюрведы, обеспечивающих целостную  систему  надежного естественного оздоровления. Это пульсовая диагностика, хронобиоритмология, физиологическое очищение (панчакарма), воздействие на биологически активные точки (марматерапия), терапия посредством использования звука и мелодии (гандхарваведа), упражнения для восстановления интеграции ума и тела (йога-асаны), дыхательные упражнения (пранаяма), диетические программы, применение лекарственных препаратов из трав и минералов, трансцендентальная медитация.

      Препараты, которые использует аюрведа, готовятся только на основе растительных и животных продуктов, металлов и минералов. Согласно аюрведе существует иерархия в лечении заболеваний: коррекция сознания, поведения и питания, биоритмология, физиологическое очищение, процедуры и лекарства. Эти подходы по профилактике и лечению заболеваний испытаны временем, не имеют вредных побочных эффектов, недорогие и легко применимы. Они восстанавливают и поддерживают равновесие ума, тела, поведения и окружающей среды.

Древние тексты говорят: «Аюрведа амританам – аюрведа для тех, кто желает бессмертия». В современной практической медицине понятие здоровья есть, прежде всего, отрицание наличия у человека болезни. Поэтому многие из людей считают, что абсолютное здоровье существует лишь в качестве недоступного идеала, и поэтому придуман термин «относительное здоровье», выражая его короткой формулировкой: «практически здоров». Так современная «нетрадиционная» медицина, вооружившись огромной системой классификации болезней, зачастую рассматривает и пытается вылечить отдельно взятый орган, состояние или часть тела.

Аюрведа – наука, имеющая дело не только с наличием некоторых болезней. Это, прежде всего, полный путь жизни. Это не только система медицины, которая включает предложения и средства для здоровых и больных людей. За тысячелетия до Всемирной Организации Здравоохранения аюрведа указала, что здоровье – это умственное, физическое и социальное благополучие человека.

Аюрведические врачи утверждают, что здоровье, в первую очередь, складывается как основная характеристика ментальности человека. И ключ к управлению телом лежит в нашем сознании. При правильном его использовании, мы можем полностью контролировать функции нашего организма, по собственному желанию избавляться от болезней и поддерживать хорошее здоровье, причем даже более успешно, чем привычными средствами. Аюрведические средства лечения призваны лишь, помочь в этом.

Аюрведические фиторецептуры – это совершенно уникальные составы, где каждое растение занимает свое иерархическое место в зависимости от того или иного требуемого эффекта. Каждое растение собирают, сообразуясь с космическими ритмами. Необходимо выбирать соответствующую лунную фазу, день и время суток. Некоторые травы можно собирать только 2-3 дня в месяц или только на восходе солнца. В другое время их эффективность значительно снижается. Учитывается также характер местности. Одно и тоже растение, собранное в лесу, на поляне, у озера, на холме или на болоте, будут обладать различными свойствами.

Препараты, которые использует аюрведа, готовятся только на основе растительных и животных продуктов, металлов и минералов. Аюрведические  лекарственные средства можно разделять на две большие группы: расаяны и собственно лекарства. Один из классических примеров аюрведической расаяны – Чаванпраш. Его благотворное воздействие на человека подтверждается многотысячелетней историей. Он упоминается в таких медицинских канонах как «Чарака самхита», «Аштанга хридая самхита» и других.

Аюрведические каноны, главным из которых является «Чарака самхита», подробно описывает различные методы лечения. Современная медицина использует их лишь от части. Например, совершенно неправильно считать акупунктуру достоянием китайской медицины. В «Аштанга хридая самхита» были подробно описаны информационные каналы, соответствующие китайским «меридианам».

Аюрведа достаточно гибкая система медицинских знаний. Ее алгоритмы можно применять везде и во все времена. Об этом гласит ведический принцип передачи знания: деша-кала-патра («место, время и обстоятельства»). Это означает, что канонические знания не следует переносить механически. Их надо адаптировать к географическим, климатическим и социальным условиям, учитывая менталитет людей и их образ жизни. У каждого человека должен быть один врач, досконально знающий его проблемы и наблюдающий его в течение жизни. Врач лишь показывает дорогу к исцелению, помогая пациенту сделать первые шаги. Основной путь должен пройти сам пациент, строго следуя предписанию врача, активно участвуя в своем выздоровлении. Аюрведа учит людей жить в согласии с собственной природой, поддерживать равновесие своей психофизиологии поведением, ритмом жизни и сбалансированным питанием.

Все выше сказанное вовсе не означает, что аюрведа отрицает опыт и достижения современной медицины. Но аюрведа учит, как достичь еще большего эффекта, абсолютно не навредив больному. Кроме того  - это альтернативный путь в лечении многих заболеваний неэффективно леченых методами и технологиями современной медицины.

Категория: ЛЕКЦИЯ №1 | Добавил: ayum (30.05.2008)
Просмотров: 3047 | Рейтинг: 4.5/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Бесплатный хостинг uCozCopyright MyCorp © 2024