Воскресенье, 19.05.2024, 11:59
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Статьи | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
ЛЕКЦИЯ №1 [3]
ИСТОКИ И ИСТОРИЯ АЮРВЕДЫ
ЛЕКЦИЯ №2 [5]
АЮРВЕДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФИЗИОЛОГИИ И АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА
СОВЕТЫ АЮРВЕДЫ [1]
АЮРВЕДА В ТАБЛИЦАХ [3]
МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ [3]
ВЕДИЧЕСКАЯ МУДРОСТЬ [0]
_ [2]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Доктор аюрведы Авраменко Юрий Михайлович
Главная » Статьи » ЛЕКЦИЯ №1

Лекция№1: ИСТОКИ И ИСТОРИЯ АЮРВЕДЫ (ЧАСТЬ1)

Аюрведа – наука о жизни

Редкая удача и счастье сопутствуют тем людям, которые соприкасаются с ведическим знанием. Это знание, которое дает это счастье, позволяет жить в счастье и наслаждаться им. Один из гимнов Риг-Веды говорит: «Дай мне бессмертие там, где царит счастье и радость, где удовлетворение рождается вместе с желанием, и куда нет доступа ни болезням, ни смерти!». Только истинное знание дает счастье и блаженство. И тот, кто владеет этим знанием, не только сам живет в счастье, но и ведет того, кто ищет и просит помощи. Ведические знания настолько обширны, что включают в себя абсолютно все аспекты жизни, от незначительных и призрачных до фундаментальных безграничных принципов и законов Мироздания.

Истоки этого знания столь отдалены от нас во времени, что уже древние его называли вечным. Оно основано на одной из 40 ветвей ведической традиции древней Индии, известной как Аюр-веда. Слово «аюрведа»  буквально означает «знание, или наука (веда) о жизни (айус)». Но, мы знаем и другие науки о жизни, например, биология (bios - жизнь и logos – наука). Поэтому под словом «айус» нужно понимать жизнь от момента рождения до момента смерти, прожитую в чистом сознании. «Веда» же означает абсолютное знание, ведущее к Абсолюту. Когда это знание о жизни и сама жизнь становятся, едим целым, тогда можно говорить о жизни как об искусстве. Этому и учит аюрведа на протяжении всех наших жизней.

Иногда об аюрведе говорят как об индийской медицине. Это верно лишь отчасти, так как аюрведа включает в себя различные аспекты ведического знания, в то числе философию, религию, медицину и другие. Аюрведа – это первая система медицинских знаний, которая когда либо существовала на земле. Она в полной мере использовалась людьми не только  в Индии, но также во всем мире. Примером могут служить слова, сказанные великим Гиппократом, классическим представителем «западной» медицины: «Оставьте ваши лекарства в аптеке, если вы не можете вылечить своего пациента с помощью пищи». А ведь это фундаментальный подход аюрведы! Говоря об аюрведе как об индийской медицине, люди отдают дань уважения этой стране, в которой наиболее полно сохранились эти божественные знания.

Точный возраст аюрведы неизвестен, но исчисляется он несколькими тысячелетиями. Древние ведические тексты описывают ее возникновение в истории о собрании риши (просветленных мудрецов). Обеспокоенные ростом заболеваемости в мире, риши стремились узнать глубочайшие истины о человеческой физиологии и здоровье, чтобы предотвратить или облегчить страдания. Для достижения этой цели они медитировали вместе в большой группе, в то время как один из них, Бхарадваджа, пытался найти ответ. Мудрецы решили отправить Бхарадваджу к Индре, чтобы царь богов посвятил его в науку аюрведу. Примечательно, что мудрецы сознательно не послали его к Брахме, который первым принес это знание в мир, потому что знали, что Индре отпущен более короткий срок жизни, нежели Брахме. Расчет мудрецов был правильным: Индра, будучи царем, должен сильнее сочувствовать своим подданным. Поэтому его и сочли более подходящим наставником. В конце концов, убедившись, что Бхарадваджа наделен выдающимся интеллектом и движим добрыми побуждениями, Индра обучил его науке жизни, основанной на трех основных принципах: этиологии, симптоматологии и терапии. Вернувшись в Гималаи, Бхарадваджа познакомил всех мудрецов с аюрведой, а те немедленно реализовали это знание на практике. А один из мудрецов, Пунарнава Атрейя, из сочувствия к остальным живым существам повелел шести своим ученикам записать полученное знание о жизни.

Аюрведа родилась вместе с рождением Мироздания. Ее корни - это и есть корни природы. Все принципы природы оживлены в человеческом теле и аюрведа использует это в своих принципах и подходах. Именно поэтому надо жить в согласии с законами природы и с законами своей собственной природы, своего собственного «я». Я – это и есть проявление природных законов в человеческом теле. Мы используем природу, чтобы помочь и поддержать свою природу. Нельзя поэтому думать об аюрведе как о «зарубежной» системе знаний. Не думайте также об аюрведе как о травах и лекарствах. Аюрведа изучает все то, что полезно и все то, что вредно для жизни человека. Это дает  человеку целостность и счастье в жизни. 

Цель аюрведического знания - помочь человеку приобрести утраченное знание о своей истинной природе, о своем «я». Истина аюрведы трансцендентна, т. е. духовна, но, пройдя через цикл повторяющихся кальп, она трансформируется настолько, что   изначальный смысл учения утрачивается. Кальпа – это один день Брахмы. Он состоит из тысячи периодов в четыре юги (эпохи, мировых циклов) и столько же длиться его ночь. Брахма живет сто таких лет и затем умирает. Эти сто лет в земном исчислении соответствуют 311 триллионам и 40 биллионам земных лет. Чтобы поддерживать знание о своей природе, нужно прикоснуться к аюрведе изначальной, такой, какой она была поведана Брахмой, через призму священных писаний, через Веды, постепенно шаг за шагом раскрывая смысл учения.

Все знания, которыми владеет человек, условно можно разделить на две группы. Первая группа – это знания принадлежащие уму человека, которые он познал в результате своих интеллектуальных, умственных, эмпирических действий. Вторая группа знаний – это знания, которые не принадлежат уму человека. К ним относятся ведические знания. Это условное деление исчезает при глубоком изучении и осмыслении ведических знаний и приходит понимание того, что все знания к нам пришли из Вед.

Веды - это четыре первоначальных шастры (божественные гимны): Риг-Веда, Сама-Веда, Атхарва-Веда, Яджур-Веда. Они были записаны для века Кали-юга приблизительно 5000 лет назад мудрецом Вьясадевой. Зная о том, что в этот век люди будут страдать плохой памятью, он записал для человечества ведическое знание, в которое входят все области знаний, известные во Вселенной. Именно потому Веды являются первоисточником любых знаний, известных людям. В материальном мире нет такой области знания, которая не была бы освещена в изначальном тексте Вед. Например, такая область знаний как аюрведа излагается в Аюр-Веде, военное искусство излагается в Дханур-Веде, астрономия излагается в Джйоти-шастра и т. д. Великий мудрец Вьясадева придал Ведам такую форму, в которой они могут быть поняты абсолютно всеми. Отсюда следует, что Веды это не плоды знаний людей в течение тысячелетий, а знания, являющиеся откровениями самой природы.

У многих людей неверное представление о древних временах, которые, как правило, они представляют как « темное время без письменности и культуры». Как же они заблуждаются! Но нельзя не отметить, что в «Риг-Веде», древнейшем письменном памятнике человечества, содержатся и самые современные научные данные. Например, в 1387 г. ведический ученый Саяна со ссылкой на более древние источники сочинил молитву, в которой говорится: «Я с глубоким почтением склоняюсь перед Солнцем, чьи лучи пробегают 2202 йоджаны за половину нимеши». Одна йоджана составляет 4,52219 км, а одна нимеша – 16/75секунды. Математически одаренные люди, конечно же, быстро произведут подсчет: по мнению Саяны солнечный свет проходит за секунду 299,792 км. Эврика! Да ведь он назвал точную скорость света!

Чтобы легче было изучать и применять знания  Вед, Вьясадева разделил их для удобства на четыре части. Риг-Веда (Веда хвалы) состоит из 1028 гимнов или самхит, которые в свою очередь делятся на мандалы, собранных в 10 книгах. Большая часть гимнов прославляет Бога Огня (Агни) и Индру (царя небес). Сама-Веда (Веда песнопений) состоит из 1810 гимнов, браминских молитв и «упанишад». Особенно она прославляет небесный напиток «Сому». Яджур-Веда, известная как Веда жертвоприношений состоит из пяти сборников гимнов и содержит инструкции по проведению ведических ритуалов. Атхарва-Веда состоит из 731 гимна и содержит различные песни и обряды, в том числе предназначенные для излечения болезней. Здесь же подробно рассматриваются аюрведические методы лечения.

Аюрведа, как наука о жизни, является разделом Вед, и содержатся во всех четырех ее частях. Аюрведа включает в себя не только науку о лечении болезней, но также религию и философию. Это научно-философское учение существует вечно и при разрушении материального мира оно не утрачивается. Аюрведа дана людям на все эпохи и на все времена. При творении вселенных ведическое знание вновь посылается людям через мудреца Вьясадеву. Таким образом, никто не имеет права утверждать, что есть знание, не имеющее отношение к Ведам.

Божественный Дханвантари (бог аюрведы) так напутствовал своих учеников, среди которых был и юный Сушрута: «Изначально аюрведа была частью Атхарва-Веды. Еще до того, как в этом мире родились первые люди, праотец Брахма изложил всю науку о жизни в ста тысячах стихов, которые были разделены на тысячу глав. Однако затем он опомнился и подумал о том, что у людей, обитающих на Земле, продолжительность жизни будет сравнительно мала, а интеллектуальные способности - невелики. Тогда он разделил аюрведу на восемь специальных разделов - учение о внутренних болезнях (терапию), хирургию, болезни головы (оториноларингологию и офтальмологию), психиатрию, педиатрию и гинекологию, токсикологию, учение об афродизиаках и учение, о том, как противодействовать старению. Эта история развенчивает миф о том, что аюрведа отрицает опыт «современной медицины» и не признает ее достижений, особенно хирургии. Но, ведь хирургия – древнейшая отрасль аюрведы! И в подтверждение этих слов следующая легенда. Некогда Шива, известный своим необузданным нравом, недолго думая, отрубил голову богу жертвоприношений Яджне. После этого боги попросили Ашвинов Кумаров, близнецов-врачевателей с помощью хирургических мер вернуть Яджне голову. Задуманное увенчалось успехом. Одно из преимуществ хирургии заключается в том, что она приводит к непосредственным результатам.

Аюрведа базируется на шести ведических школах философии. У санкхьи и йоги она взяла концепцию, согласно которой материя имеет неизменное количество при изменчивости качеств. У ньяи и вайшешики аюрведа заимствовала представление о частицах и движении. Миманса привнесла в аюрведу тезис о том, что каждое действие вызывает строго определенную реакцию, а веданта – идею тождества неизменной индивидуальной души (джива) с Абсолютом. В дальнейшем аюрведа заимствовала ряд принципов из других философских и религиозных систем – буддизма, тантры, джайнизма.

Арии

Одна из устоявшихся концепций истоков ведического знания неразрывно связана с  философским учением древних ариев. То была цивилизация высоко духовных людей, гармоничный, процветающий мир высочайшей культуры, этики и морали, религии и искусств. Арии были наделены прекрасной памятью, глубоким интеллектом и невероятной интуицией. Все эти качества они имели потому, что искали путь к истине и познавали законы, в согласии с которыми существует жизнь. Они сознательно избегали технократического пути развития, поскольку знали, что простая жизнь и возвышенное мышление - лучший способ следовать законам Вселенной. Арии жили в гармонии с миром и природой, ведали законы эволюции сознания, не были агрессивны и ни с кем не враждовали. Они не убивали животных и птиц, не ели мяса, понимая, что каждое живое существо находится на определенном уровне эволюции сознания, и насильственная смерть не позволит ему перейти на более высокую ступень.

В те же времена развивалась и другая цивилизация - Лемурия, принципы существования которой были прямо противоположными арийским. Заботясь исключительно о материальном комфорте и пренебрегая духовным развитием, лемурийцы (иногда их называют дравидами) не признавали участия Бога в земных делах и не искали путей к нему. Превыше всего они ставили человека, считая его царем природы и всячески превознося его разум и способности. У них, как им казалось, имелось множество поводов для того, чтобы гордится собой, поскольку уровень их технического развития поражал воображение. Они владели мощным оружием, которое современные ученые, возможно, назвали бы ядерным. В их распоряжении были летательные аппараты, с помощью которых можно было не только перемещаться в земной атмосфере, но и совершать полеты в космос. Их дома были оборудованы необыкновенной техникой, в том числе - управляемой голосом. Их медицинские познания, особенно в области хирургии, были поистине фантастическими, ибо позволяли производить сложнейшие операции и надолго продлевать жизнь человека благодаря пересадке органов. Они умели, воздействуя на определенные точки на уровне центральной нервной системы, стимулировать рост тканей и потерянных конечностей; о подобном уровне развития современная медицина может только мечтать. Удивительные строения, пирамиды и аэродромы с огромными рисунками, указывающими направление полетов - лишь жалкие остатки этой цивилизации, сохранившиеся до наших дней. Однако чрезмерная гордыня и сильная зависимость лемурийцев от технических достижений стали причиной того, что раз разившаяся космическая катастрофа ослабила их цивилизацию в гораздо большей степени, чем арийскую.

Глобальная космическая катастрофа, в результате которой резко изменилась жизнь на Земле, унесла большую часть населения планеты. Вероятно, эти события способствовали возникновению в христианстве легенды о всемирном потопе и Ноевом ковчеге. В индийской мифологии Ману, сын Сурьи и правнук Брахмы, единственный спасшийся, положивший начало новой жизни. Лик Земли изменился: сместились климатические пояса, началось резкое похолодание. Жизнь людей в обжитых районах стала невозможной, что привело к активной миграции народов. По пути своего расселения создавались новые государства и культуры.

Попав в экстремальные условия, арии были вынуждены изменить некоторые принципы своего существования. Им пришлось охотиться, чтобы добыть себе пропитание. Многие современные физиологи считают, что именно тогда, начав употреблять животную пищу, человечество нанесло себе колоссальный урон. Ариям пришлось научиться защищаться от врагов, от ядовитых змей, гигантских насекомых и человекоподобных существ-людоедов (ракшасов), которых ученые сейчас называют неандертальцами. Ариям пришлось стать настоящими воинами, чтобы себя защитить. Достигнув юго-восточной Азии, арии столкнулись с дравидами, к тому времени уже мигрировавших сюда, утратив былую мощь, как и большую часть технических возможностей. Между представителями двух разных цивилизаций и мировоззрений начали происходить столкновения, переросшие в войну, сведения о которой дошли до нас в первом литературном труде великого Вальмики «Рамаяна». Война длилась долго, но, в конце концов, оба народа слились воедино.

Новую цивилизацию арии называли Бхарата-Варшей или Ариявартой. Это было могущественное богоцентрическое общество со столицей Хастинапуром, расположенным на месте нынешнего Дели. Культура этой цивилизации распространилась по планете и оказала благотворное влияние на все народы. Создавались новые философские учения. Религия, наука, искусство, социология, этика и медицина систематизировались и адаптировались к условиям существования и уровню мышления разных наций. Строились необыкновенные храмы и города. В пору своего расцвета Бхарата-Варша представляла собой конгломерат из сорока четырех государств, раскинувшийся на огромной территории от Пиренейского полуострова до Великой китайской стены и Японских островов - с запада на восток, и от Скандинавии до полуострова Индостан и Австралии - с севера на юг. Все эти государства  управлялись мудрыми и справедливыми правителями. Жили они по законам гармоничной общественной системы, называемой варнашрама-дхармой, согласно которой все люди, в зависимости от способностей и образа жизни, разделялись на четыре социальные (варны) и четыре духовные (ашрамы) категории. По аналогии с человеческим телом брахманы считались головой общества, кшатрии - его руками, вайшьи - желудком, а шудры - ногами.

Брахманы были учителями, врачами, астрологами, учёными, настоятелями храмов. Брахманом мог стать лишь тот, для кого процесс познания, развития и размышлений стоял превыше всего в материальном мире. У него должны были быть от природы хорошо развитый интеллект, превосходная память, открытое и доброе сердце. Его обязательными качествами являлись честность, терпение, смирение, служение, чистота тела и мыслей.

Кшатрии являлись прирождёнными лидерами, руководителями и воинами, которым по самой их природе нравились поединки, спортивные состязания и боевые искусства. Благородство, мужество, огромная воля, бесстрашие и сострадание к слабым - качества кшатриев. Призванные защищать граждан от внешних врагов и преступников, они должны были иметь сильное желание управлять. Однако в отличие от современных руководителей, как правило, эксплуатирующих своих подчиненных, кшатрии хорошо знали нужды и заботились о благе своих подданных. Кшатрии несли огромную ответственность за всё общество и обычно советовались с брахманами, которые подсказывали им, как лучше поступить в тех или иных обстоятельствах.

 Вайшьи составляли торгово-промышленный класс. Их задачей было развивать необходимую для земной жизни материальную основу. Они контролировали финансы, занимались сельским хозяйством, строительством, производством предметов обихода и торговлей. Эти люди любили материальный достаток, но в те времена использовали только достойные методы обогащения и презирали мошенничество и обман. Профессиональная способность вайшьев «делать деньги из воздуха», не нарушая при этом законов и этических норм, стала легендарной.

Шудры - это прирождённые ремесленники, они были очень трудолюбивы и вкладывали в работу душу. О таких людях обычно говорят, что у них золотые руки.

В системе варнашрама-дхарма любому члену общества оказывалось внимание; такого понятия, как привилегированный класс, просто не существовало. Каждый действовал в соответствии со своими способностями и желаниями. Арии не были завистливы и никогда не пытались изменить свое социальное положение, ибо считали это бессмысленным.

Расаяна – предтечья аюрведы

Религиозно-философская школа вайдьев, ставшая предтечей аюрведы, зародилась еще во время миграции ариев. Тогда понятие «вайдья» не было синонимом слова «целитель» или «лекарь». Оно объединяло группу людей, которые по крохам собирали знание, к тому времени уже почти утраченное ариями. Вайдьи изучали то, как влияет на человека движение планет, как на него реагируют определенные растения, как взаимодействуют с душой, телом и отдельными органами камни и минералы. Вайдьи понимали, что человек зависит от планетных, лунных, циркадных (суточных) и других циклов, что для него не проходят бесследно смены климата и времен года. Они видели, что каждый орган в человеке сопричастен определенному растению или животному, работая на одинаковых с ним частотах.

Вайдьи изучили и описали около семи тысяч различных растений, причем не только их состав, но и действие. Они знали, когда и в каком месте, в какую лунную фазу, в какие сезоны нужно собирать растения, как правильно их готовить и сочетать. Понемногу восстанавливая знания ариев и собирая их в единую систему, вайдьи восприняли и то, что сохранилось у цивилизации лемурийцев - хирургию, иглоукалывание, гирудотерапию и пр. Известно, что вайдьи выполняли сложнейшие пластические и нейрохирургические операции. Постепенно начала формироваться наука, которая тогда еще называлась не аюрведой, а расаяной. Философия вайдьев основывалась на том, что человек является клеточкой Вселенной, и если он не будет жить с ней в гармонии, то не будет счастлив. «Человек полностью подобен Вселенной, - говорили вайдьи, - в нем есть все виды энергий, которые присутствуют в космосе, все пять первоэлементов, все стихии, и даже самые высшие силы, даже сам Бог». Согласно их воззрениям, человек связан не только с живыми объектами Вселенной, но абсолютно со всеми космическими телами. Поэтому все, что происходит вокруг, обязательно отражается на человеке, и все, что происходит внутри него - отражается на окружающем мире. Вайдьи не декларировали, а утверждали личным примером, что человек может жить, не болея очень долго и счастливо. Изучая строение тела, они нашли так называемые энергоинформационные центры, или чакры, и определили, что каждая чакра характеризуется своей определенной частотой, которая соответствует энергоинформационным характеристикам различных планет и иных космических объектов. На Земле существует закон взаимного соответствия ритмов растительного, животного и минерального царств, и вайдьи руководствовались им во всех сферах жизни. Только по закону соответствия они использовали пищу, а также травы и иные препараты для исцеления болезней в начальной их стадии.

Причиной многих пороков человека является то, что он не умеет соизмерять. Ему всегда кажется, что он достоин большего, что если он получит еще больше материальных благ или денег, то жизнь изменится к лучшему. Но он забывает о том, что каждому предназначена своя доля, и тот, кто берет больше, чем ему дается, никогда не будет счастлив. Пациенты, приходившие к вайдьям, часто слышали на первый взгляд странные советы: «Ты болеешь, потому что ты слишком жаден, или, ты завистлив и слишком гневлив. Избавься от этого, и твои болезни пройдут».

Люди заметили, что вайдьи удивительным образом сохраняли свою молодость даже в очень преклонном возрасте, были активны, никогда не прекращали своей деятельности из-за болезни и всю жизнь очень много делали для других. Лишь перед самой смертью у них внезапно появлялись признаки старости. За два-три года до смерти они уходили из общины в леса, в горы, посвящали все свое время интенсивным духовным практикам и покидали этот мир, сжигая свое тело с помощью внутренней энергии, которую в системе йоги называют кундалини.

Современное понимание понятия «арии» таково, что арийцем можно назвать всякого, кто строит свою жизнь в соответствии с идеалами ведической традиции и ведической духовной культуры.

 

 
Категория: ЛЕКЦИЯ №1 | Добавил: ayum (30.05.2008)
Просмотров: 3525 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Бесплатный хостинг uCozCopyright MyCorp © 2024