Суббота, 18.05.2024, 23:12
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Статьи | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
ЛЕКЦИЯ №1 [3]
ИСТОКИ И ИСТОРИЯ АЮРВЕДЫ
ЛЕКЦИЯ №2 [5]
АЮРВЕДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФИЗИОЛОГИИ И АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА
СОВЕТЫ АЮРВЕДЫ [1]
АЮРВЕДА В ТАБЛИЦАХ [3]
МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ [3]
ВЕДИЧЕСКАЯ МУДРОСТЬ [0]
_ [2]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Доктор аюрведы Авраменко Юрий Михайлович
Главная » Статьи » ЛЕКЦИЯ №2

Лекция№2:АЮРВЕДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФИЗИОЛОГИИ И АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА (ЧАСТЬ 5)
 
 
2.21 Чакры.

2.22 Оболочки тела.

2.21 Чакры

Считается, что излишек жизненной энергии, который не используется для поддержания функционирования организма, покоится в основании спинного мозга, Муладхаре чакре, и называется Кундалини, или Божественная космическая энергия в теле. Динамическая энергия, которая обеспечивает все силы для работы организма, происходит из активной Божественной энергии (шакти) и называется прана. 

Прана течет подобно электрическому току через запутанную сеть тонких нади, связывая вместе тело и ум, поддерживая работоспособность всего организма. Она организуется вокруг определенных центров. Это не физические центры, хотя они и имеют физические соответствия в различных частях тела. Энергетические центры называются чакрами (санск. «колесо, энергетический диск или вихрь»). Чакры также определяют качество сознания.

Функция чакр состоит в преобразовании вибрационной энергии в форму, пригодную к употреблению человеческим организмом. Они взаимодействуют с физическим телом через эндокринную и нервную системы. Каждая из семи основных чакр связана с одной из семи эндокринных желез, а также со скоплением нервов, называемых сплетениями. Таким образом, каждая чакра может быть связана с определенной частью организма и определенной его функцией. Наиболее известны семь главных чакр, которые сопряжены с позвоночным столбом:

1. Муладхара - чакра земли. Муладхара означает «крепление корня». Значение этой чакры ясно уже из ее названия. Муладхара  - обитель стихии земли в человеческом теле. Символы этойй чакры - желтый квадрат и слог «лам». Она расположена в зоне между анусом и гениталиями, на конце позвоночника примерно на два пальца погружена внутрь тела. Чакра земли управляет чувством обоняния, носом и урогенитальным трактом. В первой чакре располагается важный сексуальный центр: ведь именно она контролирует эндокринные функции яичников и яичек. Здесь сконцентрирован апана-вайю - энергетический фактор, который обеспечивает эякуляцию, роды, дефекацию и выделение мочи. Чакра земли связана с костной тканью (астхидхату), а на уровне психики этот энергетический центр воздействует на ложное «я» (аханкара). На уровне первой чакры действуют дети в возрасте до семи лет. Земля для них - это новый опыт, который необходимо исследовать. Поэтому дети очень эгоцентричны и озабочены тем, насколько им хорошо в физическом смысле. Детям, а также взрослым, находя на этом уровне, присущ один важный признак: грубое поведение, порожденное внутренней неуверенностью.

Но, муладхара - это еще и место, где скрыта сила кундалини, которая, подобно свернувшейся змее, лежит у основания позвоночника. Ее считают основной силой, благодаря которой сознание человека раскрывается навстречу божественному началу.

2. Свадхистхана - чакра воды. Ее название означает «место, где пребывает «я». Физическая составляющая второй чакры тоже связана с сексуальной энергией, поскольку находится в непосредственной близости от соответствующих органов. Однако, специфика свадхистханы  в том, что она соответствует в нашем теле «стихи» воды. Эту чакру символизируют белый полумесяц и слог «вам». Ее цвет - светло-голубой. Она расположена примерно на ширину ладони  ниже пупка и управляет чувством вкуса, языком, органами выделения, а также эндокринной функцией надпочечников. В психической сфере она связана с чувственным и эмоциональным принципом психики (манас). Апана-вайю активна и в этой области. Из семи типов тканей свадхистхана непосредственно связана с жировой тканью (медадхату). Дети в возрасте с восьми до четырнадцати лет обычно находятся под влиянием этой чакры. Ребенок радуется общению с друзьями и родителями, его внимание уже не направлено исключительно на самого себя. Тогда же усиливаются воображение и творческое начало.

3. Манипура дословно переводится как «город драгоценностей»: ведь третья чакра сверкает, как город, который полон драгоценных камней. Она расположена в области живота за пупком. Стихия огня управляет этим энергетическим центром, символами которого являются перевернутый треугольник ярко-красного цвета и слог «рам».

С этой чакрой связана мьшечная ткань (мамсадхату). Манипура управляет также зрением, глазами, движением ног и ступней, функцией поджелудочной железы и определенными органами пищеварения. например, тонкой кишкой и печенью.

В духовной области чакра огня связана с интеллектуальными способностями. Влияние манипуры очень велико в возрасте с четырнадцати до двадцати пяти лет; она помогает нам найти свое место в мире. Однако, если фиксироваться на этой чакре слишком сильно, это приводит к тому, что человек, осуществляя свои амбиции, начинает «идти по трупам».

Самана-вайю локализована  в непосредственной близости от огненной чакры. Концентрация на манипуре помогает устранять различные застойные проявления в пищеварении и в эмоциональной жизни. Выражение «проглотить обиду» возникло отнюдь не случайно. «Переварить» подобные скопления обиды трудно или невозможно; их нужно устранять с помощью медитации.

4. Анахата – чакра ветра и означает «нетронутый звук»: ведь именно здесь начинается артикуляция словесная и духовная. Эта чакра – обитель  стихи «воздуха» (ветра), которая не имеет ни формы ни вкуса. Четвертая чакра расположена напротив позвоночника на уровне сердца; символы – шестиконечная звезда (гексатрамма) цвета дыма и слог «ям». С чакрой ветра связана кровь (рактадхату). Кроме того, анахата управляет чувством осязания, кожей, кистями рук, циркуляцией жидких сред в организме и вилочковой железой.

На тонком плане анахата связана с сознанием, еще не достигшим уровня освобождения (читта). В области анахаты локализована прана-вайю. Когда человек в своем развитгии проходит уровень этой чакры, он приобретает речевые способности, а также способность контролировать собственные чувства. Действия становятся осознанными. Однако контроль над своими мыслями, телесными чувствами и собственной деятельностью - непростая задача: ведь воздух - это легкая стихия, он подвижен, словно молодой олень, который быстро скачет туда-сюда. Мотивировкой для достижения высшей гармонии является любовь к людям, к природе и к Богу.

5. Вишудха - чакра эфира. Считается, что пятый энергетический центр очень тонок и чист. Это выражено и в его названии - «вишудха» - чистота, преображение. Он располагается на шее в районе каротидного сплетения. Символ этой чакры - лежачий полумесяц серебристого цвета и белый круг, а также слог «хам». Она – обитель  дживатмы (индивидуальной души), источник любого вдохновения.

Эфирной чакре соответствует плазма (расадхату), из органов чувств – уши, из подвижных органов - речевой аппарат, из тонких элементов - звук, из органов эндокринной системы – щитовидная железа. Вишудха также контролирует органы дыхания. Центр удана-ваты, который отвечает за коммуникацию с внешним миром, расположен в вишудхе.

Еще один важный аспект этого энергетического центра - внутреннее очищение. Люди, сознание которых покоится в этой чакре, могут общаться с другими без помощи  слов, обладают ясновидением и полностью владеют собой. Именно здесь все грубые элементы растворяются, переходя в свои тонкие формы (танматры). Люди, которые владеют искусством пробуждения кундалини, на уровне этой чакры в состоянии как бы повернуть вспять эвюлюцию материи. Земля растворяется в воде и остается во второй чакре в виде тонкой сущности (тавматры) запаха; вода испаряется в третьей, огненной чакре и остается там, в виде тонкой сущности вкуса; огонь растворяется в четвертой чакре и от него там остается только тонкая сущность формы, а стихия ветра растворяется в пятой чакре, и от нее остается лишь тонкая сущность, которая становится чистым звуком. Поэтому в вишудхе содержатся все первоэлементы в их наитончайшей форме.

      6. Аджна  - третий глаз. «Аджна»  значит «контроль». Эта чакра - командный центр, откуда осуществляется управление остальными чакрами. Третий глаз - место, где пребывает тонкая сущность (танматра) эфира. Аджна расположена между бровей внутри головы. Некоторые авторы считают, что шестой энергетический центр находится в продолговатом мозгу и в мозжечке, другие - приблизительно в восьми сантиметрах от точки межбровья, в области гипофиза.  Символами аджны служит точка  серебристого цвета и слог «кшам», означающий «терпение, мир и сил».

Нервная ткань (маджадхату) и гипофиз непосредственно связаны с этой чакрой. Именно отсюда психика, как орган чувств и действия, управляет всеми остальными сенсорными и двигательными органами. Здесь пребывает высшее «я», образуя центр, откуда мы можем установить непосредственный контакт с владыкой всего творения. Если человеку удается сконцентрировать свои медитативные усилия в аджне, он освобождается от всех недостатков и получает возможность пройти через седьмые и последние врата.

      7. Сахасрара - венечная чакра. «Зонтик» венечной чакры образует тысячу радужных лепестков лотоса. Этот лотос находится на самом верху черепа и образует центр чистого сознания. У седьмой чакры нет символа. Круг в средоточии лепестков призван подчеркнуть, что сахасрара не имеет формы. Ее семенной слог - «аум».

Существует связь между седьмым энергетическим центром и репродуктивной тканью (шукрадкату), причем эта ткань претерпевает процесс очищения, проходя через различные чакры. Венечная чакра может влиять на функцию шишковидной железы (эпифиза). Сверхдуша (параматма) руководит из сахасрары индивидуальной душой, являясь источником всех энергий, которые есть в теле человека. Если во время медитации сознание покоится в венечной чакре, то исчезает дуалистическая картина мира, которая включает в себя разделение на добро и зло, ценностные представления и предполагает существование «я».

2.22 Оболочки тела

Тело состоит из пяти оболочек (коши) и есть обитель Духа. Оно представляет собою яйцо, внутри которого проживает душа (джива). Каждая последующая оболочка в десять раз больше предыдущей. Все оболочки между собой связаны тонкой пранической нитью. Совокупность всех пяти тел называется брахманда. За пятью телами находится Сущность. Самая верхняя оболочка – Анандамайя коша - замыкает «брахманду». Самая нижняя оболочка – Аннамайя коша – видима для глаз человека, поэтому человек отождествляет себя с этой видимой оболочкой. Рассмотрим эти тела:

 

1.        Аннамайя коша. Оболочка, состоящая из пищи. Здесь господствуют стихии земли, воды и огня, которые располагаются в низших чакрах – Муладхаре, Свадхиштхане и Манипуре. Она состоит из семи дхату (тканей).

2.        Пранамайя коша. Оболочка дыхания, проявляющая себя в воздухе и эфире, главенствующих стихиях в Анахата – чакре и Вишуддха – чакре.

3.        Маномайя коша и

4.        Виджнянамайя коша образуют Антахкарану, имеющую четвертичную природу: разума (буддхи), ума (манаса), самосознания (ахамкары) и читты (размышления);

5.        Анандамайя коша – причинное тело или оболочка блаженства. Оно содержит три энергии созидания (гунны) в состоянии покоя: гармоничное сознание (саттва), действие или желание творить (раджас) и инерцию (тамас).

 

Мы рассмотрели фундаментальные подходы аюрведы к анатомии и физиологии человека, а также ее основные понятия и аспекты. Без этих знаний не возможно двигаться вперед по пути изучения этой божественной науки.

 

 

 

 

 

 

< Предыдущая 

Категория: ЛЕКЦИЯ №2 | Добавил: ayum (03.12.2008)
Просмотров: 1597 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Бесплатный хостинг uCozCopyright MyCorp © 2024