Воскресенье, 19.05.2024, 14:31
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Статьи | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
ЛЕКЦИЯ №1 [3]
ИСТОКИ И ИСТОРИЯ АЮРВЕДЫ
ЛЕКЦИЯ №2 [5]
АЮРВЕДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФИЗИОЛОГИИ И АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА
СОВЕТЫ АЮРВЕДЫ [1]
АЮРВЕДА В ТАБЛИЦАХ [3]
МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ [3]
ВЕДИЧЕСКАЯ МУДРОСТЬ [0]
_ [2]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Доктор аюрведы Авраменко Юрий Михайлович
Главная » Статьи » ЛЕКЦИЯ №2

Лекция№2: АЮРВЕДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФИЗИОЛОГИИ И АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА (ЧАСТЬ 1)
 
2.1 Аюрведа и философия.

2.2 Аюрведа и физика.

2.3 Аюрведа и физиология.

2.4 Механика творения

2.5 Первоэлементы.

2.6 Три принципа функционирования Мироздания.

 

2.1 Аюрведа и философия

Аюрведа, как наука, чрезвычайно точна и последовательна в отношении принципов философии и естествознания, заложенных в ее основу. Основная философская школа, на которой базируется аюрведа – санкхья. Именно у этой ведической школы философии она взяла концепцию, согласно которой материя имеет неизменное количество при изменчивости качеств, а также то, что из всех начал Мироздания основными являются Пуруша (мужская энергия, перводух) и Пракрити (женская энергия, первоприрода). Также санкхья утверждает, что материя имеет два состояния, совершенно отличающиеся друг от друга: непроявленное и проявленное. Материя во всей ее сложности складывается из трех ее качеств: саттва – чистота, раджас – активность и тамас – инертность. Когда Пракрити (материя) пребывает в непроявленном состоянии, ее качества находятся в абсолютной гармонии. Под влиянием Пуруши качества Пракрити выходят из равновесия, и процесс эволюции начинает развиваться от тонкой материи к плотным первоэлементам.  

Эволюция не может осуществляться только за счет Пуруши или Пракрити. Первым проявлением их взаимодействия является Махат (буддхи) или космический разум. Его функция  - проявление самого себя и всех остальных проявлений. Из Махат проявляется Эго (аханкара) – принцип индивидуализации или ощущение своего «я», которое формируется под влиянием трех гун. С помощью саттвы Эго воплощается в пяти воспринимающих чувствах (слух, осязание, зрение, вкус, обоняние) и пяти органах действия (рот, руки, ноги, гениталии, анус), а также в Манасе (уме) – органе познания и направления. Затем то же Эго посредством тамаса воплощается в танматры (звук, осязание, форма, вкус, запах) из которых возникают пять первоэлементов (акаша, вайю, теджас, джала и притхви). Раджас-аханкара обеспечивает их энергией, необходимой для трансформации. Очевидно, что саттва – это творческая потенция, созидание (Брахма), раджас – кинетическая энергия, защита (Вишну) и тамас – потенциальная сила разрушения (Шива). Они являются первыми проявлениями беззвучного звука аум. Эти 24 сути являются проявлениями первичной эволюции. Они сохраняются до конца творения. Проявлениями вторичной эволюции считаются различные комбинации первоэлементов. И они могут уничтожаться в любой момент. Аюрведа придает этому факту огромное значение. Он служит основой для диагностики, фармакологии и терапии.

Однако аюрведа опирается и на другие философские школы. У ньяи и вайшешики аюрведа взяла представление о первоэлементах и их взаимодействии. Миманса привнесла в аюрведу тезис о том, что каждое действие вызывает строго определенную реакцию, а веданта - идею тождества неизменной души с Абсолютом. Абсолютное бытие (Брахман) является причиной и следствием, творцом и творением, субъектом и объектом одновременно. Со временем аюрведа заимствовала ряд принципов и из других философских и религиозных систем, например, из буддизма, тантры, джайнизма.

2.2 Аюрведа и физика

Теперь же для полного понимания того, как аюрведа подходит к физиологии и анатомии человека, необходимо рассмотреть взаимосвязь ведической науки и современной физики. Прогресс в понимании фундаментальных сил Мироздания привел современную физику к развитию Теории Единого Поля, которая обещает дать полное знание Естественного Закона.

Какова же природа физического мира, и каковы управляющие им законы? Классическая физика рисовала взаимодействие сил и частиц в недрах этой космической машины как игр бильярд с шарами и кием, который их перемещает. Современная физика, однако, пришла к выводу, что мир, который мы считаем конкретным и прочным, не более плотен, чем волна на поверхности океана. Конечно же, волны существуют, но существуют они лишь миг и подобны иллюзиям, поскольку в действительности они - ни что иное, как океан.

Три основных открытия привели физику к восприятию материи не как чего-то конкретного и прочного, а скорее как выражению непроявленного поля энергии и бесконечного поля динамизма. Во-первых, это открытие структуры атома - пустое пространство, в котором перемещаются невидимые электроны на больших скоростях. Затем открытие формулы Гейзенберга - принципа вероятности, который раскрывает двойственность материи, представляющейся то, как частица, то, как волна. И, наконец, знаменитое Е = МС2 Эйнштейна, показывающее, что материя есть форма энергии, способная трансформироваться в другие формы энергии и материи.

Из Единого Поля энергии берут начало различные законы природы. Можно сказать, что все эти законы содержатся в непроявленной и невыраженной форме в Едином Поле. Оно как океан, содержащий в себе все волны. И в свете этого мир и все его предметы - это всего лишь видимость поверхности, а реальность явлений - это чистая безграничная энергия, выражением которой они являются.

Итак, когда современная физика описывает все более и более тонкие уровни Вселенной и материи в понятиях Единого Поля самообращенной энергии, склоняешься к мысли, что речь идет о том же поле энергии разума, о котором уже тысячи лет говорит ведическая наука.  И это Единое Поле не что иное, как бесконечный океан сознания.

2.3 Аюрведа и физиология

Далее рассмотрим взаимосвязь ведической науки и физиологии. Как уже было сказано выше, физика описывает мир как формы вибрации единственного, трансцендентального Единого Поля чистого знания. Это почти точная формулировка из ведического описания. На самом деле, это подразумевается в самом слове «веда». Многие думают, что веды - это просто собрание древних книг. Но на самом деле, слово веда означает «знание», и, относится к трансцендентальным группам знаний, которые считаются формами «вибрации» Единого Поля. Эти «виды вибрации» Единого Поля, элементы Веды, являются тем, что проявляется в материальный мир вокруг нас. Веда - это абстрактный план творения, или, «конституция» вселенной.

Следовательно, веды - это законы природы, выраженные не в  уравнениях, а в вибрациях. Согласно ведической науке, они могут быть услышаны, как звуки, когда осознание человека достаточно прочно установлено в трансцендентальном сознании. Вот почему результатом пробуждения ума к своему полному статусу Единого Поля, становится жизнь, спонтанно согласованная с естественным законом. Находясь на этом достойном уровне, ум содержит все законы природы в своем наиболее спокойном, уравновешенном состоянии.

Идея о том, что законы природы, структурирующие тело, вибрируют в Едином Поле, подается в ведической науке с определенной специфичностью. Ведическая традиция определяет 40 основных типов вибрации Единого Поля. Первая из этих сорока -  всецелостность, остальные 39 - структурирующие динамики этого целостного качества. Далее следуют разделы и подразделы этих качеств. Эти способы вибрации выражены в 40 ветвях ведической литературы, и, как доказано, имеют необычайно детальные (один к одному) соответствия с 40 аспектами человеческой физиологии и анатомии.

2.4 Механика творения

И, наконец, на основе взаимосвязи ведической науки, физики и физиологии рассмотрим саму механику творения Мироздания. Каким  образом единство, лежащее в основе природы может проявиться в ее многообразие? Ведическая наука объясняет это следующим образом. Сама природа Единого Поля как чистого сознания должна означать, конечно, что оно сознательно. То есть Единое Поле осознает. А если в основе творения единственной реальностью является сознание, то это значит что оно должно осознавать только само себя. По причине  своей собственной природы это чистое сознание «не может удержать себя» от познания себя самого. Следовательно, оно является «полностью самообращенным» - то есть осознает лишь себя. Так как сознание познает само себя, оно становится познающим, процессом познания и познаваемым. Другими словами - наблюдателем, процессом наблюдения и наблюдаемым. Можно сказать, что сознание - это субъект, объект и связь между ними. Оно является одним и тремя одновременно.

На санскрите познающий называется риши, процесс познания - девата, а объект познания - чхандас. Лежащее в основе единство, из которого возникают риши, девата, чхандас и в котором они  продолжают существовать, называется самхита  (объединенность, совокупность).

Рассмотрим следующий шаг в этом процессе. В поле чистого сознания единственность, или самхита, и три ее качества, риши, девата и чхандас - в действительности являются  различными оттенками самхиты. Они сменяют друг друга в одном и другом направлении с так называемой «бесконечной частотой». Это быстрое чередование единства и его тройственности придает бесконечный динамизм Единому Полю. Именно здесь начинается разнообразие творения. Единство чистого сознания спонтанно «разбивается» в многообразие, безмолвие чистого сознания - в динамизм.

2.5 Первоэлементы

Ведическая наука говорит о том, что вся органическая и неорганическая материя Вселенной основана на пяти первоэлементах или махабхутах. Вот эти первоэлементы: пространство, воздух, огонь, вода и земля, последовательно берущих свое начало в Едином Поле Естественного Закона. Откуда же взялись эти первичные «камешки» Мироздания? В начале мира существовало непроявленное состояние сознания. Именно из этого состояния единого сознания проявились тонкие вибрации в виде беззвучного звука аум. Из этой вибрации Единого Поля возникла стихия пространства, первого из пяти первоэлементов. Затем последовательно друг из друга проявились оставшиеся четыре первоэлемента. Так поле разума трансформируется в поле материи. Внутри каждого из этих великих элементов находится сознание (самхита, единство), а сами элементы являются выражением этого сознания (риши, девата, чхандас - разнообразие). У выраженных махабхут есть качества, которые могут меняться и разрушаться. Сознание же не разрушается никогда, оно вечно. Ни один первоэлемент никогда не встречается в природе в чистом виде, наоборот - он всегда смешан с частицами других элементов. Например, если вещество состоит из элемента воды, то не более чем на половину вещество состоит из частиц воды, а на половину из остальных первоэлементов. И человек основан на этих великих первоэлементах, и управляется теми же силами, которым подчинен весь мир. Тело человека, согласно «Чарака Самхита», - это концентрация разумной силы, а каждая клетка тела – это частица вселенского сознания, связанная со всеми другими частицами. Именно это позволяет человеку сознательно поддерживать свое здоровье. Однако, наше «я» не идентично нашему телу. Подобно тому, как Вселенная состоит из бесчисленных частей, из бесчисленных частей состоит и тело человека.

Рассмотрим подробно эти первоэлементы.

Акаша – пространство, оно дает рождение воздуху – вайю, так как воздух – это пространство в движении. Движение дает трение, движение молекул, выделяющих свет и тепло, порождает элемент огонь – теджас (агни). Таким образом, из пространства рождается воздух и огонь. Посредством огненного тепла частицы, находящиеся во взвешенном состоянии, растворяются и расплавляются, становятся элементами воды – джала (апас). Затем они затвердевают, чтобы образовать элемент земли – притхви. Земля же дает рождение всем остальным живым организмам – растениям, животным и людям. Она содержит в себе все неорганические субстанции царства минералов. Следовательно, беря начало в Едином Поле, пять элементов образуют весь материальный мир, и они присутствуют в каждом аспекте Вселенной.

«Воздух, двигаясь в природе нормально, постоянно поддерживает землю и огонь, движет Солнце, Луну, звезды и планеты, образует облака и дожди, дает начало потокам, производит цветы и плоды, распространяет семена и укрепляет деревья… производит смену времен года, удаляет излишки влаги, обуславливает поглощение и трансформацию. Но когда его нормальное движение нарушается, ветер срывает вершины гор, ломает деревья, вздымает в океан гигантские волны, вызывает наводнения, землетрясения, грозы, слишком обильную росу, смешение времен года и гибель посевов… Положительные факторы сменяются отрицательными, нарушается порядок взаимодействия облаков, солнца, огня и ветра, что влечет за собой конец четырех эпох» (Сушрута Сутрастхана, 12.8).

Пять первоэлементов присутствуют в каждой клеточке человеческого тела, у них своя форма, а также своя область тканей и органов. Каждому органу соответствует орган восприятия и действия. Все полости и пространства в теле: рот, нос, легкие, пищеварительный канал, легкие, клетки – есть выражение элемента пространства. Пространство – это место, где путешествует звук, в этом случае слух связан с пространством, а ухо – соответствующий ему орган. Там, где есть пространство, всегда есть сознание. Самое главное пространство – межклеточное. Оно называется промежутком. Именно здесь находится чистое сознание. Здесь происходит передача информации между клетками. Чистота промежутков поддерживает чистоту сознания. Если промежутки загрязнены, то информация не передается полностью, что ведет к загрязнению сознания и невежеству. Доминирующие качества пространства: легкость, ясность, мягкость, тонкость, гладкость.

Воздух – это пространство в движении, он отвечает за все движения в теле: дыхание, пищеварение, циркуляцию, обмен на клеточном уровне и за все, что движется. Воздух – элемент, связанный с ощущением, его орган восприятия – кожа, а орган действия – рука. Доминирующие качества воздуха: сухость, холод, подвижность, изменчивость, легкость.

В солнечной системе огонь и свет идут от Солнца, в теле человека теплоту создают метаболические процессы. Огонь отвечает за переваривание пищи, температуру тела, за деятельность ферментов и микроорганизмов. Это свет и цвет, а глаз – тот орган, который ему соответствует. Вот почему изжога, как и горящий взгляд, блестящий ум – все это области огня. Огонь находится везде, где есть трансформация. Самое главное место огня – промежутки, где происходит трансформация при передаче информации. Доминирующие качества огня: жар, острота, легкость, тонкость, чистота.

 Повсюду в организме есть вода: она в крови, секрециях, слизи, плазме и цитоплазме. Без воды нет жизни, без воды сухой язык не ощущает вкуса. Без воды происходит иссушение, сжатие и уменьшение пространства, а значит сознания. Доминирующие качества воды: влажность, маслянистость, холод, мягкость, тяжесть, липкость, тупость.

Земля – это плотный и стабильный элемент. В теле она создает структуру костей, хрящей, ногтей, мышц, сухожилий, кожи и волос. С землей связано обоняние, и его орган - нос. Земля содержит в себе все предыдущие элементы: пространство, воздух, огонь и воду. Основная функция – поддержание, возрождение, репродукция. Доминирующие качества земли: грубость, жесткость, плотность, твердость, тяжесть, стабильность.

Пространство и воздух движутся в разные стороны, огонь – вверх, а в присутствии ветра – в стороны. Вода движется только вниз, а земля не обладает движением, так как это стабильный первоэлемент. 

2.6 Три принципа функционирования Мироздания

Попарно сочетаясь, друг с другом, пять первоэлементов образуют три фундаментальных принципа функционирования природы. Пространство и воздух образуют вату, огонь и вода образуют питту, а земля и вода образуют капху. Под ватой, питтой и капхой следует понимать, прежде всего, те качества, которыми функционируют первоэлементы, образующие эти принципы. Жизнь, будучи целостной реальностью, фундаментальной ценностью которой является оджас (вещество счастья), выражает себя через вату, питту, капху – три психофизиологических принципа ее функционирования. Это основная концепция аюрведы.

Как уже было сказано, первоэлементы образуют весь материальный мир, в том числе и три принципа функционирования природы – вату, питту и капху. Это значит, что с позиции ваты, питты и капхи можно описать любой объект, ощущение, процесс или явление в Мироздании. За кажущейся простотой кроется глубочайшая мудрость Создателя. С позиции этих принципов мы можем описать синтез и анализ, переваривание пищи и дыхание, выплавку стали и полет в космос, мысли и чувства. Даже страны. Например, Украина больше всего функционирует качествами капхи: невероятная любовь к земле и салу, спокойные и даже медлительные черты характера украинцев, не склонность к риску и стабильность жизни. Грузия больше всего функционирует качествами питты: любовь к острым блюдам и винам, свободолюбие и легкая вспыльчивость, теплый и даже жаркий климат. Россия же больше всего функционирует качествами ваты: подвижность и легкость на подъем, склонность к риску и беспечность, изменчивый и холодный климат. Безусловно это не означает, что в описании этих стран, мы не найдем другие фундаментальные принципы функционирования. вата, питта и капха всегда движутся вместе, но отличаемся мы друг от друга именно потому, что какой либо принцип доминирует.

Несмотря на то, что модель психофизиологии аюрведы отличается от того, к чему мы привыкли в западной медицине, некоторые концепции западной науки могут быть полезны в ее изучении. Одной из этих концепций является гомеостазом. Эта концепция возникла на основе работы французского физиолога 19-го века Клода Бернарда, который доказывал, что «все жизненные механизмы, насколько бы различны они ни были, преследуют одну цель: сохранение неизменных условий внутренней среды организма». Тело может поддерживать относительно постоянную «внутреннюю среду» с помощью использования подобных термостату «установок» с заданными параметрами. Мы говорим «относительно постоянную», потому что параметры этих установок изменяются в течение суток и года. Температура тела является обычным примером, но тело обладает тысячами других гомеостатических механизмов, которые регулируют все, от содержания кислорода в крови до комплексного функционирования почек, поддерживающего жидкостный баланс.

Разрушение гомеостаза, этого всеобъемлющего внутреннего равновесия, играет основную роль в возникновении всех болезней. В то время как современная медицина сосредоточена на борьбе с возбудителями заболеваний из внешней среды, аюрведа уделяет внимание тому, чтобы с помощью поддержания этого внутреннего баланса сделать защитные силы организма настолько мощными, насколько это возможно. Если этот баланс сохраняется, то сила иммунитета максимальна, а дегенеративные процессы минимальны. С точки зрения аюрведы, физиология человека, не заболевающего гриппом, когда все вокруг него больны, поддерживает свой внутренний баланс лучше, чем физиология тех, кто уже заразился. И если мы хотим вылечить болезнь, а позже предотвратить ее повторение, то решающим фактором является восстановление этого всеобъемлющего баланса.

Тело человека представляет собой поле взаимодействия пяти первоэлементов с чувствами и органами действия. Принципы, управляющие этим ансамблем, называются доши - вата, питта, капха. Одна из шлок гласит: доша - « то, что формирует природу и то, что может породить болезнь само по себе…». На уровне материи они являются тем же, что риши, девата, и чхандас  на уровне сознания. Сознание также имеет три принципа, управляющие его работой – это ментальные доши (уровень психологии), которые называются гуннами - саттва, раджас и тамас.

Доша – это тончайшая энергия физиологии. Все функции организма управляются дошами. Любое действие и любой дисбаланс также в компетенции этой энергии.  Форму Вселенной в терминах этой тончайшей энергии можно представить как воздух, Солнце и Луна. Воздух – это движение, Солнце – это трансформация, а Луна – это питание. Это основные элементы физиологии: воздух – вата, Солнце – питта, Луна – капха.

Три доши на глубинном уровне взаимосвязаны и всегда движутся вместе. Даже если вам кажется, что на некий раздражитель реагирует только одна доша - не сомневайтесь, другие тоже отвечают на этот сигнал. При этом если вы съедаете стручок острого перца, то горячая доша, питта, возрастает, а две другие, холодные доши, соответственно, убывают. Стакан холодной воды понижает уровень питты, но повышает вату и капху. Их можно понизить съедением небольшого количества семян фенхеля, что повысит вашу питту, и т. д. Взаимное переливание дош друг в друга - бесконечная игра, свойственная всему живому.

Таблица №1. Качества дош

 

Вата

Питта

Капха

 

сухая, холодная, легкая, изменчивая, тонкая, жесткая, непостоянная, быстрая

 

горячая, острая, легкая, влажная, слегка маслянистая, текучая, кислая, энергичная

 

тяжелая, холодная, маслянистая, сладкая, спокойная, мягкая, медленная, липкая, инертная, гладкая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Вата реагирует первой и ведет две другие доши за собой. Это означает, что уравновешивание трех дош не имеет ничего общего с балансированием «весов справедливости», требующим, чтобы «всего было поровну». Это больше похоже на настройку телевизионной картинки с помощью соответствующих ручек. Перемены и постоянство ведут между собой бесконечную игру! Чтобы наш организм мог достигнуть своего идеального состояния баланса, аюрведа предлагает нам осознать некоторые постоянные свойства, проявляющие себя в его природе.

Эти свойства постоянны и содержательны по своей природе, независимо от того рассматриваем ли мы их как свойства Мира в целом, отдельного организма или его органической части. К примеру, сердце быстрое и пульсирующее, значит, оно проявляет свойства ваты. Пищеварение и обмен веществ порождают тепло, следовательно, они проявляют свойства  питты. Слизистые оболочки мягкие и липкие - они проявляют свойства  капхи.

 

Категория: ЛЕКЦИЯ №2 | Добавил: ayum (02.06.2008)
Просмотров: 3236 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Бесплатный хостинг uCozCopyright MyCorp © 2024